Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
предназначена для обучающихся 5 классов МКОУ СОШ №5 г.п. Терек. Программа
составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с
учетом авторской программы Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы
для учащихся. «Финансовая грамотность», 5 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2022
Цель курса: формирование положительного мотивационного отношения к экономике
через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Программа разбита на 3 модуля: «Введение в курс «Финансовая грамотность»»,
«Доходы и расходы семьи», «Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься».
Целью изучения 1 модуля «Введение в курс Ф.Г.» - научить осознавать
необходимость развития собственной финансовой грамотности для участия в
повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Целью изучения 2 модуля «Доходы и расходы семьи» является формирование
устойчивого понимания, что может происходить с деньгами, какие бывают
источники доходов, от чего зависят личные и семейные доходы, что такое семейный
бюджет и как его построить. Обеспечить усвоение базовых понятий: потребности,
деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги,
купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы,
источники доходов, расходы, личный доход, личные расходы, сбережения,
денежный долг.
Целью изучения 3 модуля «Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься» - обеспечить усвоение базовых понятий: страхование, цели и
функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания,
больничный лист. Научить устанавливать и понимать причинно-следственные связи
между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи и
оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения
финансовых потерь.
Результаты курса внеурочной деятельности
Прогнозируемый результат: программа обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи
и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
-участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах,
на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
-формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Предметные результаты:
-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;
-приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников.
Предметные результаты изучения модуля «Введение в курс «Финансовая
грамотность»:
-определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать
способы их достижения; -осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для
достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
-выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений
семьи и общества,
-формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
-обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
-приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные
варианты поведения в аналогичных ситуациях;
-актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой
грамотности.
Предметные результаты изучения модуля «Доходы и расходы семьи»:
-называть основные источники доходов семьи;
-составлять задачи, требующие денежных расчётов;
-считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его
сбалансированности;
-объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
-объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
-объяснять, как формируется семейный бюджет;
-подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары
длительного пользования, товары текущего потребления);
-подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
-объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы
семейного бюджета.
Предметные результаты изучения модуля «Риски потери денег и имущества и
как человек может от этого защититься»:
-анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
-соотносить вид страхования и его цель;
- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению
благосостояния семьи;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
Календарно-тематическое планирование
№
1
Планируе Фактичес
Тема
мая
кая
дата
дата
02.09
02.09
Почему важно развивать
свою финансовую
грамотность
Виды деятельности
Кол-во
часов
Проблемноценностное
общение
1
2
09.09
09.09
От чего зависит
благосостояние
семьи
познавательная
3
16.09
16.09
Учимся оценивать
финансовое
поведение людей
Проблемноценностное 1
общение
4
23.09
23.09
Учимся оценивать свое
финансовое
поведение
Проблемноценностное 1
общение
5
30.09
30.09
Итоговое повторение
Проблемно-поисковая
1
6
7.10
7.10
Деньги: что это такое
Познавательная
1
7
14.10
14.10
21.10
21.10
проблемноценностное
общение
познавательная
1
8
Учебные мини-проекты
«Деньги»
Из чего складываются
доходы семьи
9
28.10
28.10
Учимся считать
познавательная
1
1
1
семейные доходы
Исследуем доходы
семьи;
Учебные мини-проекты
«Доходы семьи»;
Поисковая
1
проблемноценностное
общение
1
Как появляются расходы
семьи;
Учимся считать
семейные расходы;
Исследуем расходы
семьи;
Учебные мини-проекты
«Расходы семьи»;
познавательная
1
познавательная
1
Поисковая
1
проблемноценностное
общение
1
Как сформировать
семейный бюджет;
Ролевая игра «Семейный
совет по
составлению
бюджета»;
Учебные мини-проекты
«Семейный
бюджет»;
познавательная
1
игровая
1
проблемноценностное
общение
1
27.01
Обобщение результатов
изучения 1 модуля;
Проблемно-поисковая
1
03.02
03.02
познавательная
1
21
10.02
10.02
Презентация портфолио
«Доходы и расходы
семьи»;
Итоговое повторение
Проблемно-поисковая
1
22
17.02
17.02
23
03.03
03.03
24
10.03
10.03
25
17.03
17.03
10
11.11
11.11
11
18.11
18.11
12
25.11
25.11
13
02.12
02.12
14
09.12
09.12
15
16.12
16.12
16
23.12
23.12
17
13.01
13.01
18
20.01
20.01
19
27.01
20
Почему возникают риски познавательная
потери денег и
имущества и как от
этого защититься;
Что такое страхование и познавательная
для чего оно
необходимо;
1
Что и как можно
страховать;
Ролевая игра
«Страхование»;
познавательная
1
игровая
1
1
Поисковая
1
познавательная
1
игровая
1
проблемноценностное
общение
Проблемно-поисковая
1
Презентация портфолио познавательная
«Риски потери денег
и имущества и как
человек может от
этого защититься»;
Итоговое повторение;
Проблемно-поисковая
1
19.05
Участие в олимпиаде по
Финансовой
грамотности;
познавательная
1
26.05
Годовой срез знаний
Проблемно-поисковая
1
26
24.03
24.03
27
07.04
07.04
28
14.04
14.04
29
21.04
21.04
30
28.04
28.04
31
05.05
05.05
32
12.05
12.05
33
19.05
34
26.05
Исследуем, что
застраховано в
семье и сколько это
стоит;
Как определить
надёжность
страховых
компаний;
Как работает страховая
компания;
Учебные мини-проекты
«Страхование»;
Обобщение результатов
изучения модуля 2;
5.
№
1
Модуль/тема
1
1
Тематическое планирование
Количеств
о
часов
«Введение в курс «Финансовая 5
грамотность»».
Темы:
1. Почему важно развивать
свою
финансовую
грамотность;
2. От
чего
зависит
благосостояние семьи;
3. Учимся
оценивать
финансовое
поведение
людей;
4. Учимся оценивать свое
финансовое поведение;
Форма
проведения
занятий
Диспут
Лекция
Практикум
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
https://www.twirpx.
com
https://www.rbc.ru
www.finagram.com
2
3
5. Итоговое повторение
16
«Доходы и расходы семьи»
Темы:
1. Деньги: что это такое;
2. Учебные
мини-проекты
«Деньги»;
3. Из
чего
складываются
доходы семьи;
4. Учимся считать семейные
доходы;
5. Исследуем доходы семьи;
6. Учебные
мини-проекты
«Доходы семьи»;
7. Как появляются расходы
семьи;
8. Учимся считать семейные
расходы;
9. Исследуем расходы семьи;
10. Учебные
мини-проекты
«Расходы семьи»;
11. Как сформировать семейный
бюджет;
12. Ролевая игра «Семейный
совет
по
составлению
бюджета»;
13. Учебные
мини-проекты
«Семейный бюджет»;
14. Обобщение
результатов
изучения 1 модуля;
15. Презентация
портфолио
«Доходы и расходы семьи»;
16. Итоговое повторение
13
«Риски потери денег и
имущества и как человек
может от этого
защититься»
Темы:
1. Почему возникают риски
потери денег и имущества и
как от этого защититься;
2. Что такое страхование и для
чего оно необходимо;
3. Что и как можно страховать;
4. Ролевая
игра
«Страхование»;
5. Исследуем,
что
застраховано в семье и
сколько это стоит;
Практикум
Миниисследование
Защита проектов
Игра
Защита
портфолио
www.7budget.ru
www.banki.ru
www.koshelek.or
g
www.finagram.c
om
Практикум
www.finagram.com
Игра
https://www.twirpx.
Миниcom
исследование http://www.oЗащита проектов
strahovanie.ru/
Контроль знаний
vidistrahovani
ay.php
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Как определить надёжность
страховых компаний;
Как работает страховая
компания;
Учебные
мини-проекты
«Страхование»;
Обобщение
результатов
изучения модуля 2;
Презентация
портфолио
«Риски потери денег и
имущества и как человек
может от этого защититься»;
Итоговое повторение;
Участие в олимпиаде по
Финансовой грамотности;
Годовой срез знаний
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
1. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для учащихся.
«Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
2. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. КИМ «Финансовая
грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
3. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая
грамотность»,6класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
4. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. «Финансовая грамотность»
методические материалы для учителя, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
5. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.«Финансовая грамотность»
материалы для родителей, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
Интернет-источники:
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»
http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabotaizarplata;
4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» –
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.ostrahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. —
http://www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
Материально-техническое обеспечение:
Компьютерная техника
Электронные образовательные ресурсы