Курс внеурочной деятельности Финансовая грамотность.

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
предназначена для обучающихся 5 классов МКОУ СОШ №5 г.п. Терек. Программа
составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с
учетом авторской программы Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы
для учащихся. «Финансовая грамотность», 5 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2022
Цель курса: формирование положительного мотивационного отношения к экономике
через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Программа разбита на 3 модуля: «Введение в курс «Финансовая грамотность»»,
«Доходы и расходы семьи», «Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься».
Целью изучения 1 модуля «Введение в курс Ф.Г.» - научить осознавать
необходимость развития собственной финансовой грамотности для участия в
повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Целью изучения 2 модуля «Доходы и расходы семьи» является формирование
устойчивого понимания, что может происходить с деньгами, какие бывают
источники доходов, от чего зависят личные и семейные доходы, что такое семейный
бюджет и как его построить. Обеспечить усвоение базовых понятий: потребности,
деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги,
купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы,
источники доходов, расходы, личный доход, личные расходы, сбережения,
денежный долг.
Целью изучения 3 модуля «Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься» - обеспечить усвоение базовых понятий: страхование, цели и
функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания,
больничный лист. Научить устанавливать и понимать причинно-следственные связи
между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи и
оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения
финансовых потерь.
Результаты курса внеурочной деятельности
Прогнозируемый результат: программа обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи
и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
-участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах,
на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
-формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Предметные результаты:
-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;
-приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников.
Предметные результаты изучения модуля «Введение в курс «Финансовая
грамотность»:
-определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать
способы их достижения; -осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для
достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
-выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений
семьи и общества,
-формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
-обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
-приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные
варианты поведения в аналогичных ситуациях;
-актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой
грамотности.
Предметные результаты изучения модуля «Доходы и расходы семьи»:
-называть основные источники доходов семьи;
-составлять задачи, требующие денежных расчётов;
-считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его
сбалансированности;
-объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
-объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

-объяснять, как формируется семейный бюджет;
-подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары
длительного пользования, товары текущего потребления);
-подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
-объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы
семейного бюджета.
Предметные результаты изучения модуля «Риски потери денег и имущества и
как человек может от этого защититься»:
-анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
-соотносить вид страхования и его цель;
- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению
благосостояния семьи;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

Календарно-тематическое планирование

№

1

Планируе Фактичес
Тема
мая
кая
дата
дата
02.09
02.09
Почему важно развивать
свою финансовую
грамотность

Виды деятельности

Кол-во
часов

Проблемноценностное
общение

1

2

09.09

09.09

От чего зависит
благосостояние
семьи

познавательная

3

16.09

16.09

Учимся оценивать
финансовое
поведение людей

Проблемноценностное 1
общение

4

23.09

23.09

Учимся оценивать свое
финансовое
поведение

Проблемноценностное 1
общение

5

30.09

30.09

Итоговое повторение

Проблемно-поисковая

1

6

7.10

7.10

Деньги: что это такое

Познавательная

1

7

14.10

14.10

21.10

21.10

проблемноценностное
общение
познавательная

1

8

Учебные мини-проекты
«Деньги»
Из чего складываются
доходы семьи

9

28.10

28.10

Учимся считать

познавательная

1

1

1

семейные доходы
Исследуем доходы
семьи;
Учебные мини-проекты
«Доходы семьи»;

Поисковая

1

проблемноценностное
общение

1

Как появляются расходы
семьи;
Учимся считать
семейные расходы;
Исследуем расходы
семьи;
Учебные мини-проекты
«Расходы семьи»;

познавательная

1

познавательная

1

Поисковая

1

проблемноценностное
общение

1

Как сформировать
семейный бюджет;
Ролевая игра «Семейный
совет по
составлению
бюджета»;
Учебные мини-проекты
«Семейный
бюджет»;

познавательная

1

игровая

1

проблемноценностное
общение

1

27.01

Обобщение результатов
изучения 1 модуля;

Проблемно-поисковая

1

03.02

03.02

познавательная

1

21

10.02

10.02

Презентация портфолио
«Доходы и расходы
семьи»;
Итоговое повторение

Проблемно-поисковая

1

22

17.02

17.02

23

03.03

03.03

24

10.03

10.03

25

17.03

17.03

10

11.11

11.11

11

18.11

18.11

12

25.11

25.11

13

02.12

02.12

14

09.12

09.12

15

16.12

16.12

16

23.12

23.12

17

13.01

13.01

18

20.01

20.01

19

27.01

20

Почему возникают риски познавательная
потери денег и
имущества и как от
этого защититься;
Что такое страхование и познавательная
для чего оно
необходимо;

1

Что и как можно
страховать;
Ролевая игра
«Страхование»;

познавательная

1

игровая

1

1

Поисковая

1

познавательная

1

игровая

1

проблемноценностное
общение
Проблемно-поисковая

1

Презентация портфолио познавательная
«Риски потери денег
и имущества и как
человек может от
этого защититься»;
Итоговое повторение;
Проблемно-поисковая

1

19.05

Участие в олимпиаде по
Финансовой
грамотности;

познавательная

1

26.05

Годовой срез знаний

Проблемно-поисковая

1

26

24.03

24.03

27

07.04

07.04

28

14.04

14.04

29

21.04

21.04

30

28.04

28.04

31

05.05

05.05

32

12.05

12.05

33

19.05

34

26.05

Исследуем, что
застраховано в
семье и сколько это
стоит;
Как определить
надёжность
страховых
компаний;
Как работает страховая
компания;
Учебные мини-проекты
«Страхование»;
Обобщение результатов
изучения модуля 2;

5.
№

1

Модуль/тема

1

1

Тематическое планирование
Количеств
о
часов

«Введение в курс «Финансовая 5
грамотность»».
Темы:
1. Почему важно развивать
свою
финансовую
грамотность;
2. От
чего
зависит
благосостояние семьи;
3. Учимся
оценивать
финансовое
поведение
людей;
4. Учимся оценивать свое
финансовое поведение;

Форма
проведения
занятий
Диспут
Лекция
Практикум

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
https://www.twirpx.
com
https://www.rbc.ru
www.finagram.com

2

3

5. Итоговое повторение
16
«Доходы и расходы семьи»
Темы:
1. Деньги: что это такое;
2. Учебные
мини-проекты
«Деньги»;
3. Из
чего
складываются
доходы семьи;
4. Учимся считать семейные
доходы;
5. Исследуем доходы семьи;
6. Учебные
мини-проекты
«Доходы семьи»;
7. Как появляются расходы
семьи;
8. Учимся считать семейные
расходы;
9. Исследуем расходы семьи;
10. Учебные
мини-проекты
«Расходы семьи»;
11. Как сформировать семейный
бюджет;
12. Ролевая игра «Семейный
совет
по
составлению
бюджета»;
13. Учебные
мини-проекты
«Семейный бюджет»;
14. Обобщение
результатов
изучения 1 модуля;
15. Презентация
портфолио
«Доходы и расходы семьи»;
16. Итоговое повторение
13
«Риски потери денег и
имущества и как человек
может от этого
защититься»
Темы:
1. Почему возникают риски
потери денег и имущества и
как от этого защититься;
2. Что такое страхование и для
чего оно необходимо;
3. Что и как можно страховать;
4. Ролевая
игра
«Страхование»;
5. Исследуем,
что
застраховано в семье и
сколько это стоит;

Практикум
Миниисследование
Защита проектов
Игра
Защита
портфолио

www.7budget.ru
www.banki.ru
www.koshelek.or
g
www.finagram.c
om

Практикум
www.finagram.com
Игра
https://www.twirpx.
Миниcom
исследование http://www.oЗащита проектов
strahovanie.ru/
Контроль знаний
vidistrahovani
ay.php

6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.

Как определить надёжность
страховых компаний;
Как работает страховая
компания;
Учебные
мини-проекты
«Страхование»;
Обобщение
результатов
изучения модуля 2;
Презентация
портфолио
«Риски потери денег и
имущества и как человек
может от этого защититься»;
Итоговое повторение;
Участие в олимпиаде по
Финансовой грамотности;
Годовой срез знаний

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
1. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для учащихся.
«Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
2. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. КИМ «Финансовая
грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
3. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая
грамотность»,6класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
4. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. «Финансовая грамотность»
методические материалы для учителя, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
5. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.«Финансовая грамотность»
материалы для родителей, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
Интернет-источники:
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»
http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabotaizarplata;
4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» –
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.ostrahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. —
http://www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
Материально-техническое обеспечение:
Компьютерная техника
Электронные образовательные ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».