Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа безопасности»
составлена в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Основной образовательной программой основного общего
образования МКОУ СОШ №5 г.п. Терек. Направление развития личности социальное и
спортивно-оздоровительное.
Рабочая программа рассчитана для 5 - 7 классов. Всего 34 ч в год, по одному
часу в неделю, внеаудиторного времени.
Результаты освоения курса
Личностными результатами прохождения программы являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних
и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение умениями
формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять
причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,
оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников
и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
1. В познавательной сфере:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о здоровом образе жизни; об
оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
2
3.
4.
5.
6.
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия,
проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных
ситуациях.
В эстетической сфере:
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных
ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их
эксплуатации;
умения оказывать первую медицинскую помощь.
В сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать
необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую
медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Учебно-тематический план 5 класс
Наименование раздела, темы
I.Основы безопасности личности, общества и
государства
1.Личная безопасность в повседневной жизни
2.Безопасность на дорогах и на транспорте
3.Опасные ситуации социального характера
4.Загрязнение среды обитания
5.Средства индивидуальной защиты органов
дыхания
II.Оказание первой помощи и здоровый образ
жизни
6.Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи
7.Основы здорового образа жизни
Итого
Количество часов
27 часов
9 часов
7 часов
4 часа
3 часа
2 часа
9 часов
3 часа
6 часа
36 часов
3
Учебно-тематический план 6 класс
Наименование раздела, темы
I.Основы безопасности личности, общества и
государства
1.Экстремальные ситуации в природных условиях
2.Безопасность в дальнем (внутреннем) и
международном (выездном) туризме
3.Безопасность в чрезвычайных ситуациях
II.Оказание первой помощи и здоровый образ
жизни
3.Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи
4.Основы здорового образа жизни
Итого
Количество часов
23 часа
18 часов
2 часа
3 часа
13 часов
8 часов
5 часов
36 часов
Содержание программы и календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол- во
часов
1
Особенности
города
как
среды
обитания
человека.
1
2
Системы
обеспечения
безопасности
города
(населенного
пункта).
1
3
Опасные
аварийные
ситуации
и
в
1
1-й год обучения
Содержание
Дата проведения
План
Факт
Понятия
о
стихийном
бедствии и экстремальной
ситуация. Основные виды
экстремальных ситуаций в
природе и их причины.
Понятие о вынужденном
автономном существовании.
Причины
вынужденного
автономного существования.
Государственные,
муниципальные (городские) и
районные
специальные
службы
обеспечения
безопасности.
Правила
вызова служб безопасности.
Понятие
о
специальном
сигнале
оповещения
«Внимание всем!». Правила
поведения населения при
оповещении об опасной или
чрезвычайной ситуации по
специальному
сигналу
«Внимание всем!».
Источники
опасности
в
жилище и их характеристика.
Возможные
опасные
4
4
доме
(квартире).
Опасные
факторы
причины
пожаров.
1
и
5
Правила
поведения при
пожаре.
Эвакуация.
1
6
Средства
тушения
пожаров.
1
7
Затопление
квартиры.
1
8
Электричество
.
1
9
Опасные
вещества
продукты
питания.
1
и
ситуации в доме (квартире) и
их причины.
Опасные факторы пожара,
воздействующие на людей.
Причины
возникновения
пожаров
в
жилых
и
общественных зданиях, их
последствия. Меры пожарной
безопасности в быту.
Правила
безопасного
поведения при пожаре в доме
(квартире).
Правила
безопасной эвакуации из
задымленного
помещения.
Что делать, если при пожаре
нельзя покинуть квартиру.
Основные
причины
возгорания
телевизора
(электроприбора).
Правила
безопасного поведения при
возгорании
телевизора
(электроприбора).
Огнестойкость
зданий
и
сооружений.
Первичные
средства пожаротушения и
правила пользования ими.
Водоснабжение
дома
(квартиры).
Причины
затопления и возможные
последствия.
Правила
поведения при затоплении
жилища и меры по его
предотвращению.
Опасность электрических и
электронных
приборов,
используемых
в
быту.
Последствия
поражения
электрическим током. Меры
безопасности при обращении
с электроприборами.
Понятие о средствах бытовой
химии. Действие препаратов
бытовой химии на организм
человека.
Правила
пользования
средствами
бытовой химии. Опасность
лекарственных средств и
меры безопасности при их
использовании. Бытовой газ и
его
опасность.
Правила
пользования бытовым газом.
Правила
безопасного
5
10
Взрыв
обрушение
дома.
и
1
11
Безопасность в
нестандартных
ситуациях
1
12
Организация
дорожного
движения,
причины
и
последствия
дорожнотранспортных
происшествий.
1
13
Безопасное
поведение
пешеходов.
1
14
Безопасное
поведение
пассажиров.
1
поведения при обнаружении
запаха газа в квартире.
Опасность
продуктов
питания.
Меры
по
предотвращению
пищевых
отравлений.
Причины
взрывов
и
обрушений в жилых домах.
Правила
безопасного
поведения при возникновение
взрыва в доме (квартире) и
обрушении дома.
Захлопнулась дверь (сломался
замок, потерялись ключи).
Правила предотвращения
таких ситуаций. Меры
безопасности при потере
ключей от дома (квартиры).
Опасность толпы. Как
уцелеть в толпе. Правила
безопасного поведения при
попадании в толпу в местах
массового скопления людей
(на дискотеке, стадионе и т.
п.). Безопасное поведение с
животными. Правила
предосторожности при
встрече с собаками. Правила
поведения при нападении
собаки.
Дорожное движение и его
участники: пешеходы,
пассажиры, водители.
Основные причины дорожнотранспортных происшествий.
Дорога и ее составные части.
Дорожная разметка и
дорожные знаки, их
характеристика. Сигналы
светофора и регулировщика.
Понятие о пешеходах и
пассажирах. Правила
безопасного движения
пешеходов по дорогам.
Правила перехода проезжей
части пешеходами.
Правила поведения
пассажира автобуса
(троллейбуса, трамвая).
Правила поведения
пассажира легкового
автомобиля. Правила
6
15
Безопасность в
общественном
транспорте и
автомобиле.
1
16
Железнодорож
ный
транспорт.
1
17
Авиационный
транспорт
1
18
Морской
речной
транспорт
1
и
поведения пассажира
мотоцикла.
Краткая характеристика
современных видов
транспорта (автомобиль,
автобус, трамвай, троллейбус,
метро). Правила безопасного
поведения при аварийных
ситуациях на городском
общественном транспорте.
Правила безопасного
поведения пассажира
автомобиля: при неизбежном
столкновении, при падении
автомобиля в воду. Причины
опасных и аварийных
ситуаций в метрополитене.
Зоны опасности в метро и их
характеристики. Правила
безопасного поведения
пассажиров метрополитена
при аварийных ситуациях.
Источники опасности и
опасные зоны на
железнодорожном
транспорте. Правила
безопасного поведения на
железнодорожном
транспорте. Правила
безопасного поведения
пассажиров: при крушении
поезда, при пожаре в поезде.
Характеристика
авиационного транспорта.
Правила поведения
авиапассажиров в салоне
самолета. Правила
безопасного поведения
авиапассажиров: при
аварийной посадке, при
разгерметизации салона, при
пожаре в самолете, при
аварийной посадке на воду.
Характеристика водного
транспорта. Индивидуальные
и групповые средства
спасения на морском и
речном транспорте. Правила
пользования спасательным
жилетом. Действия
пассажиров при аварийных
ситуациях и эвакуации с
7
19
Психологическ
ие
основы
самозащиты
1
20
Ситуации
криминогенно
го характера в
доме
(квартире)
и
подъезде.
1
21
Криминогенны
е ситуации на
улице,
опасные
домогательства.
1
22
Правила
поведения при
захвате
в
заложники.
1
судна. Правила посадки на
спасательное средство. Что
делать, если человек упал за
борт судна.
Язык жестов — важное
оружие самозащиты.
Основные психологические
качества уверенного в себе
человека. Психологические
рекомендации по
преодолению страха и
способам самозащиты в
опасных ситуациях
криминогенного характера.
Меры по повышению
безопасности дома
(квартиры). Что не
рекомендуется делать,
находясь дома без взрослых.
Правила безопасного
поведения при возникновении
криминогенных ситуациях в
доме (квартире); звонок в
дверь, дверь квартиры
пытаются открыть, вы
вернулись из школы, а дверь
квартиры открыта. Правила
безопасного поведения при
возникновении
криминогенных ситуаций:
перед подъездом, в подъезде
дома, в лифте, на лестничной
площадке.
Зоны криминогенной
опасности в городе
(населенном пункте). Правила
безопасного поведения с
незнакомым человеком.
Правила обеспечения личной
безопасности в повседневной
жизни. Как предотвратить
опасные домогательства.
Понятие о заложнике. Меры
личной безопасности по
предотвращению захвата в
заложники. Рекомендации по
безопасному поведению при
захвате в заложники с целью
выкупа. Правила поведения
при захвате в заложники в
транспортном средстве или
месте массового пребывания
8
23
Загрязнение
воды.
1
24
Загрязнение
воздуха.
1
25
Загрязнение
почвы
1
26
Фильтрующие
противогазы.
1
27
Пользование
противогазом.
1
28
Виды ранений,
их причины и
первая помощь
1
людей.
Загрязнение воды. Роль воды
в жизнедеятельности
человека. Требования к
питьевой воде. Способы
очистки водопроводной воды
в домашних условиях.
Загрязнение воздуха. Общие
сведения об атмосфере.
Состав воздуха, которым мы
дышим. Причины загрязнения
воздуха. Рекомендации по
предотвращению загрязнения
воздуха в местах проживания.
Загрязнение почвы. Роль
почвы в жизнедеятельности
человека. Причины
загрязнения почвы и их
последствия. Вредные
вещества, накапливающиеся в
почве в результате
промышленных выбросов.
Возбудители инфекционных
заболеваний, обитающие в
почве
Фильтрующие противогазы.
Предназначение и принцип
защитного действия
фильтрующих противогазов.
Гражданские противогазы
ГП-7 и ГП-7В, устройство и
правила пользования.
Детский противогаз ПДФ2Ш, устройство и правила
пользования. Правила
подбора противогаза,
определение размера (роста)
шлем-маски, подготовка
противогаза к работе.
Пользование противогазом.
Переноска противогаза.
Положения противогаза:
походное, наготове, боевое.
Перевод противогаза в боевое
положение. Практическая
отработка упражнения по
надеванию противогаза.
Понятие о ране. Общие
признаки ранений. Общие
правила оказания первой
помощи при незначительных
открытых ранах.
9
29
Общая
характеристика
кровотечений
1
30
Первая
помощь
при
кровотечении
1
31
Движение
здоровье
и
1
32
Нарушения
осанки
и
причины
их
возникновения
1
33
Телевизор
и
компьютер —
друзья
или
враги?
1
Наружное и внутреннее
кровотечения. Венозное
кровотечение и его
характеристика.
Артериальное кровотечение и
его характеристика.
Смешанные кровотечения и
их характеристика.
Капиллярное кровотечение и
его особенности.
Способы временной
остановки кровотечения.
Остановка кровотечения
путем пальцевого прижатия
артерий. Особенности и
правила остановки
кровотечения путем
наложения жгута. Остановка
кровотечения путем
наложения давящей повязки.
Остановка кровотечения
путем максимального
сгибания конечности.
Остановка кровотечения
путем придания
поврежденной конечности
приподнятого положения.
Первая помощь при
кровотечении из носа.
Роль двигательной
активности для укрепления
здоровья. Понятие об опорнодвигательном аппарате и его
развитии. Опорнодвигательный аппарат как
генератор двигательной
активности. Избыток и
недостаток движения
(гиподинамия) — причина
некоторых заболеваний
человека.
Понятие об осанке.
Различные виды нарушения
осанки и причины их
возникновения.
Профилактика нарушений
осанки.
Воздействие излучений
телевизора и компьютера на
организм человека. Правила
просмотра телепередач.
Правила безопасности при
10
34
Развитие и
изменение
организма в
вашем
возрасте
1
35
Физическое и
нравственное
взросление
человека
1
36
Итоговое
занятие
Итого с
учётом
каникул
1
работе на персональном
компьютере.
Понятие о детском и
подростковом возрасте.
Развитие организма в детском
возрасте. Характеристика
факторов, влияющих на
развитие и изменение
организма в подростковом
возрасте. Активность сальных
и потовых желез в
подростковом возрасте.
Гигиенические мероприятия
по уходу за сальными и
потовыми железами.
Появление новой жизни.
Ответственность за
сохранение своего здоровья в
подростковом возрасте.
Физическое взросление
мальчиков и девочек,
особенности их
взаимоотношений.
36
Содержание программы2-й год обучения
Кол- во
Элементы содержания
часов
№
п/п
Тема урока
1
Основные
виды
экстремальных
ситуаций
в
природных
условиях.
1
2
Факторы
стрессоры
выживания
природных
условиях.
1
и
в
Дата проведения
План
Факт
Понятия
о
стихийном
бедствии и экстремальной
ситуация. Основные виды
экстремальных ситуаций в
природе и их причины.
Понятие о вынужденном
автономном существовании.
Причины
вынужденного
автономного
существования.
Понятие
о
факторах
выживания в природных
условиях
и
их
характеристика. Стрессоры
выживания в природных
11
3
Психологические
основы выживания
в
природных
условиях.
1
4
Страх – главный
психологический
враг.
1
5
Подготовка
походу
поведение
природных
условиях.
1
к
и
в
условиях и их влияние на
организм
человека.
Элементы выживания в
условиях
вынужденного
автономного существования.
Способы
преодоления
стрессоров
выживания.
Преодоление
страха
и
стрессового состояния.
Психическое состояние
человека при выживании в
природных условиях.
Понятие о психических
познавательных процессах
(внимание, ощущения и
восприятие, память и
мышление, воображение),
их характеристика.
Управление психическими
познавательными
процессами в
экстремальных ситуациях.
Психологическая установка
на выживание в условиях
природной среды и ее
элементы.
Понятие о страхе и
паническом поведении, их
характеристика. Основные
причины страха. Развитие
черт характера,
позволяющих преодолевать
страх и выживать в сложных
условиях. Роль волевых
качеств человека в
преодолении страха.
Рекомендации по
формированию волевых
качеств.
Подготовка к походу –
важный этап обеспечения
безопасности.
Формирование туристской
группы. Выбор
руководителя туристской
группы и его обязанности.
Определение целей и задач
похода. Сбор сведений и
изучение местности.
Разработка маршрута.
Приобретение продуктов
питания. Подбор личного и
12
6
Надежные одежда
и обувь – важное
условие
безопасности.
1
7
Поведение в
экстремальной
ситуации в
природных
условиях.
1
8
Действия при
потере
ориентировки.
1
9
Способы
ориентирования и
определение
направления
движения.
1
группового туристского
снаряжения, общие
требования к нему. Правила
безопасного поведения в
природных условиях.
Требования к одежде и
обуви. Выбор и подготовка
одежды и обуви. Правила
ухода за одеждой и обувью в
условиях природной среды.
Способы проветривания и
просушивания одежды и
обуви,
особенности
пользования одеждой и
обувью в зимнее время.
Правила
поведения
в
экстремальной ситуации в
условиях природной среды.
Первоочередные действия
потерпевших бедствие при
аварии
транспортных
средств и попавших в
экстремальные условия на
природе. Варианты выбора
решения.
Правила
оборудования
аварийного
лагеря и действия членов
группы
при
ожидании
помощи
на
месте
происшествия.
Потеря ориентировки как
наиболее распространенная
экстремальная ситуация в
природе.
Правила
определения
направления
выхода.
Определение
примерного расстояния до
источников звука и света.
Определение направления
выхода в ситуации, когда
человек заблудился и не
может найти свои следы.
Правила поведения в случае
отставания
от
группы.
Особенности определения
направления
выхода
в
зимнее время.
Понятие об ориентировании.
Определение направления
на север: по собственной
тени, по тени на шесте.
Способы
определения
13
10 Ориентирование
по Солнцу. Луне,
звездам.
1
11 Техника движения
в природных
условиях.
1
12 Сооружение
временного
жилища.
1
13 Добывание
использование
огня.
14 Обеспечение
питанием и водой.
и
1
1
сторон света на местности.
Правила ориентирования по
компасу,
по
местным
предметам.
Азимут.
Движение по азимуту.
Ориентирование
на
местности по Солнцу и
часам, по Луне и звездам.
Ориентирование
по
местным
признакам:
деревьям
и
растениям,
муравейникам и снегу.
Техника передвижения в
лесной местности. Техника
передвижения в горной
местности.
Правила
и
техника переправы через
водоемы и преодоления
болот.
Особенности
передвижения в лесу зимой
без
лыж.
Правила
безопасного передвижения
по руслам замерзших рек.
Основные
требования,
предъявляемые к месту
сооружения
временного
жилища. Виды и способы
сооружения
временных
жилищ в летнее время.
Виды и способы сооружения
временных жилищ зимой.
Выбор места и правила
разведения
костра.
Особенности
разведения
костра в ненастную погоду и
в зимнее время. Соблюдение
мер пожарной безопасности.
Виды
костров,
их
назначение.
Способы
добывания огня в условиях
вынужденного автономного
существования.
Способы
сохранения огня.
Правила обеспечения водой
и
питанием.
Способы
сохранения
работоспособности
при
отсутствии пищи и воды в
условиях
вынужденного
автономного существования.
Обеспечение питанием из
резервов
природы
при
14
15 Поиск
приготовление
пищи.
и
1
16 Особенности
лыжных, водных и
велосипедных
походов.
1
17 Безопасность на
водоемах.
1
отсутствии
продуктов
питания.
Съедобные
растения,
насекомые,
животные. Правила поиска и
сбора растительной пищи.
Меры безопасности при
употреблении растительной
пищи. Обеспечение водой из
водоемов, а также добытой
из снега, льда. Способы
добывания воды, ее очистка
и
обеззараживание
в
условиях
вынужденного
автономного существования.
Правила
использования
съедобных растений в пищу.
Способы кипячения воды и
приготовления растительной
пищи
при
отсутствии
посуды. Способы и средства
для приготовления пищи в
полевых условиях. Охота и
рыбалка.
Изготовление
средств для рыбалки из
подручных
материалов.
Основные правила рыбалки.
Особенности приготовления
на костре рыбы и мелких
животных.
Опасные
факторы
природной
среды,
воздействующие
на
участника лыжного похода.
Основные
правила
передвижения в лыжном
походе.
Средства
передвижения,
используемые в водных
походах. Основные правила
безопасности
при
организации и проведении
водных походов. Подготовка
к велосипедному походу.
Выбор
велосипеда
для
похода. Основные правила
передвижения
в
велосипедном походе.
Правила безопасного
поведения и купания на
водоемах в летнее время.
Правила безопасного
поведения на водоемах
15
18 Сигналы бедствия.
1
19 Факторы, влияющие
на безопасность во
внутреннем
и
выездном туризме.
1
20 Акклиматизация
в
различных природноклиматических
условиях.
1
зимой. Правила безопасного
поведения при
передвижении по льду
водоемов. Действия
человека, провалившегося
под лед.
Сигналы
бедствия
в
условиях
вынужденного
автономного существования.
Способы подачи сигналов
бедствия.
Сигнальные
костры. Специальные знаки
международной
кодовой
таблицы
сигналов.
Использование подручных
средств для подачи сигналов
бедствия. Устройство и
изготовление
простейших
сигнальных средств.
Понятие о дальнем
(внутреннем) и
международном (выездном)
туризме. Понятие о
безопасности в туризме.
Факторы, влияющие на
безопасность внутреннего и
выездного туризма. Правила
поведения туриста в
зарубежных поездках.
Уважение к религии,
обычаям и традициям
местного населения.
Смена
климатогеографических
условий.
Факторы,
влияющие
на
здоровье
человека
при
смене
климатогеографических
условий.
Основные
принципы адаптации при
смене
климатогеографических
условий. Акклиматизация,
общие
понятия
и
определения. Смена часовых
поясов. Смена климата.
Рекомендации
по
адаптированию при смене
часовых поясов и климата.
Акклиматизация к условиям
жаркого климата, условиям
горной местности, условиям
16
21 Коллективные
индивидуальные
средства защиты.
и
1
22 Захват террористами
воздушных и морских
судов,
других
транспортных
средств.
1
23 Взрывы в местах
массового скопления
людей.
1
24 Средства
оказания
первой помощи
1
Севера.
Требования
к
здоровью человека, которые
необходимо учитывать при
планировании
смены
климатогеографических
условий.
Понятие об убежище.
Отдельно стоящие и
встроенные убежища.
Устройство убежища,
порядок его заполнения и
правила поведения в нем.
Правила пользования
поврежденным
противогазом в непригодной
для дыхания среде.
Общие сведения об
имевших место
террористических акциях на
транспортных средствах.
Правила безопасного
поведения пассажиров в
момент захвата
преступниками
транспортного средства.
Правила безопасного
поведения человека,
оказавшегося заложником в
захваченном транспортном
средстве. Правила
безопасного поведения
заложников во время
операции по освобождению.
Понятия о местах массового
скопления людей, Признаки,
указывающие на возможную
установку взрывных
устройств. Правила
поведения при обнаружении
признаков взрывного
устройства. Правила
безопасного поведения: при
непосредственной угрозе
взрыва, после взрыва.
Комплектование походной
аптечки
лекарственными
средствами
и
другими
средствами
оказания
помощи.
Использование
лекарственных растений для
оказания первой помощи в
условиях
вынужденного
17
25 Опасные животные,
первая помощь при
укусах насекомых и
змей.
1
26 Первая помощь при
ожогах.
1
27 Тепловой
солнечный удар.
и
1
28 Обморожение
и
общее
охлаждение
организма
1
29 Беда на воде.
1
автономного существования.
Признаки укуса насекомых.
Оказание первой помощи
при
укусах
насекомых.
Клещевой
энцефалит.
Признаки укуса клещом.
Оказание первой помощи
при укусе клещами. Как
уберечься от энцефалита.
Признаки
укуса
змеи.
Оказание первой помощи
пострадавшему,
укушенному змеей.
Понятие о термических
ожогах, их причины.
Степени термических
ожогов и их признаки.
Оказание первой помощи
при ожогах. Солнечный
ожог. Воздействие
солнечных лучей на
организм человека.
Рекомендации по
предотвращению солнечных
ожогов. Признаки
солнечного ожога. Оказание
первой помощи при
солнечном ожоге.
Понятие о тепловом и
солнечном ударе. Признаки
теплового и солнечного
удара. Оказание первой
помощи при тепловом и
солнечном ударе.
Профилактика теплового и
солнечного удара.
Общие сведения об
обморожении и общем
охлаждении организма.
Причины обморожения и
общего охлаждения
организма. Степени
обморожения и их признаки.
Оказание первой помощи
при общем охлаждении и
обморожении.
Основные
причины
бедствий
на
водоемах.
Первоочередные действия
человека,
заметившего
утопающего.
Признаки
утопления.
18
30 Закрытые травмы.
1
31 Способы переноски
пострадавших.
1
32 Правильное питание –
основа
здорового
образа жизни.
1
33 Значение
белков,
жиров и углеводов в
питании человека
1
34 Гигиена и культура
питания.
1
Последовательность
оказания первой помощи в
таких случаях.
Виды
закрытых
травм.
Признаки закрытых травм и
повреждений
(ушибов,
растяжений,
разрывов
связок и мышц, вывихов).
Оказание первой помощи
при
закрытых
травмах.
Понятие
о
переломах.
Понятие
о
сдавлении.
Оказание первой помощи
при сдавлении.
Приемы
и
правила
переноски
пострадавших
при отсутствии штатных
(медицинских)
средств
транспортировки. Приемы и
правила
транспортировки
пострадавших: на шесте, на
носилках из шестов, на
носилках-волокушах
из
длинных жердей, в рюкзаке.
Обмен веществ и энергии
как основная функция
организма человека.
Регулирование потребления
и расхода энергии.
Рациональное,
сбалансированное и
калорийное питание.
Суточный рацион питания.
Функции белка и их
источники для организма
человека. Функции жиров.
Жиры растительного и
животного происхождения.
Источники жиров для
организма человека.
Функции углеводов и его
источники для организма
человека. Основные
источники витаминов. Роль
минеральных веществ в
организме человека.
Основные источники
минеральных веществ. Роль
воды в организме человека.
Основные гигиенические
требования к питанию.
Режим питания.
19
35 Особенности
подросткового
возраста.
1
36 Итоговое занятие
Всего
1
36
Распределение
калорийности по приемам
питания и
продолжительность приемов
пищи. Понятие о культуре и
этикете питания. Правила
питания и соблюдения
культуры питания.
Особенности развития
организма в подростковом
возрасте. Изменение
поведения в подростковом
возрасте. Отношения с
родителями.
20