Курс внеурочной деятельности Финансовая грамотность - от А до Я.

Пояснительная записка
В современных условиях финансовая грамотность становится
необходимым элементом общей культуры современного молодого человека.
Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в
условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения
сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков
и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой
вовлеченности населения в их деятельность.
Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – ключ к
финансовому благополучию граждан и повышению производительности
труда и залог здорового развития экономики России в целом.
Почему в финансах должен разбираться каждый?
Финансовая грамотность важна не только и не столько как
общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это
приносит выгоду каждому из нас – позволяет защититься от рисков,
рассчитать, какой кредит будет нам по карману, накопить на машину,
квартиру, пенсию, образование детей. Это вопросы нельзя полностью
перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и
посредникам. Во-первых, знание финансов необходимо для того, чтобы
сформулировать свои потребности и поставить финансовым специалистам
задачу. Во-вторых, для того чтобы выбрать финансовых посредников и
оценить качество их услуг, надо хорошо понимать, чем именно они
занимаются.
Именно на изучение этих вопросов и направлен курс внеурочной
деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я» для учащихся 8-9-х
классов.
Актуальность обучения указанной возрастной группы возрастает в
связи с низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах.
Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее,
предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги. Важно
понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка,
налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение
финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе.
Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет
избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия в будущем.
Современные подростки являются активными потребителями, и все
больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей

рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и
практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и
кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым
поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на
протяжении жизни.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от
финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно
относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень
благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и
планирования будущих расходов.
Финансовая грамотность является одним из элементов защиты
потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями,
необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых
продуктов, в наибольшей степени соответствующих их потребностям и
возможностям
Данный курс будет интересен и полезен обучающимся 8-х классов.
Изучение курса поможет учащимся более детально познакомиться с
финансовой и инвестиционной деятельностью, страхованием, принципами
сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и
т.д. Курс адаптирован к запросам обучающихся, материально-техническим и
учебно-методическим условиям школы.
Опрос учащихся показывает, что на вопросы, которые вызывают
интерес у школьников, времени в рамках урока недостаточно. Наибольшую
заинтересованность вызывают такие темы: «Кредитование», «Налоги»,
«Заработная плата», «Инвестиции», «Управление доходами и расходами» и
т.д.
Цель курса: формирование основ финансовой грамотности и
экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций,
способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового
рынка.
Задачи курса:
 повысить финансовую грамотность и уровень финансового
самосознания школьников;
 сформировать мотивационную готовность учащихся к овладению
знаниями в области финансовой грамотности;
 обучить основам проектирования, планирования, управления
финансовыми ресурсами;

 повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их
грамотном использовании.
Изучение курса «Финансовая грамотность: от А до Я»
организуется в следующих формах:
1. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления;
2. Деловые, ролевые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих
тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов.
5. Проектная деятельность.
Методы изучения курса «Финансовая грамотность: от А до Я»
1. Экономический анализ ситуации. Данный метод используется для
всестороннего и детального изучения ситуации, проблемы на основе
имеющихся источников информации.
2. Проблемные методы обучения: проблемное изложение, частичнопоисковый метод.
3. Поисковый метод
4. Исследовательский метод.
5. Метод проекта.
Место курса в учебном плане
Настоящий курс изучается в рамках внеурочной деятельности - вся
работа осуществляется в условиях ФГОС. Трудоемкость дисциплины
составляет 68 часа (8-9 кл.).

Содержание курса
8 класс
№ п/п
1

Наименование
раздела
Проблемы
экономики и
семья.

Основное содержание раздела

Количество
часов
Понятие экономической ситуации в мире, в стране, в
2
регионе. Связь экономической ситуации в стране с
экономическим положением семьи.

Формы контроля
Входной тест.

2

Особенности ведения семейных хозяйств на Кубани.
Семейное
хозяйство жителей Современные тенденции хозяйствования. Влияние
места проживания на ведение домашнего хозяйства.
Кубани

1

Дискуссия

3

Доходы и расходы
семьи.
Финансовое
планирование и
бюджет

Понятие доходов и расходов. Источники доходов
семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.).
Основные статьи затрат семьи. Структура семейного
бюджета.
Принципы
составления
семейного
бюджета.
Потребности
и
возможности,
их
соотношение и учёт при планировании бюджета.
Прогнозирование расходов семейного бюджета.
Контроль расходов семейного бюджета, и его
методы. Способы оптимизации расходов.

8

Практическая работа
«Бюджет семьи»

4

Личные
сбережения.

Личный финансовый план. Личные финансовые цели
и
стратегия
их
достижения.
Финансовые
инструменты достижения личных целей.

5

Выполнение творческих и
практических заданий с
обсуждением.

5

Что кладут в
потребительскую
корзину?

Понятие "потребительская корзина". Изменение
состава потребительской корзины. Необходимый
набор товаров и услуг. Стоимость потребительской
корзины.

4

Деловая игра
"Формирование
потребительской корзины"

6

Рациональный
потребитель (или
думающий
покупатель)

Современный ассортимент товаров и услуг.
Роль рекламы в современной жизни. «Рыночный
портрет» товара: маркировка, штриховой код.
Проблема качества товаров и услуг. Защита
потребителя.

8

Деловая игра "Рекламный
агент"
Практикум "Выбираем
товар"

7

Роль денег в
нашей жизни

История денег. Функции денег. Влияние денег на
человеческие отношения. Инфляция. Как сберечь и
приумножить свой капитал. Финансовые аферы: как
не попасть в ловушку.

6

Проект "Деньги"

Итого: 34 часа.
9 класс
№ п/п

Наименование
раздела
Личные
сбережения.

Количество
Формы контроля
часов
Личный финансовый план. Личные финансовые цели
5
Выполнение творческих и
и
стратегия
их
достижения.
Финансовые
практических заданий с
инструменты достижения личных целей.
обсуждением.

2

В чём польза
банков

Банк как финансовый институт экономики. Функции
и роль банков в обществе. Основные виды
банковских услуг: кредитование, расчётно-кассовые
операции.

5

Деловая игра "В банке"

3

Кредитование.

Понятие кредита. Банковский кредит и его основные
виды. Основные характеристики кредита (срочность,
платность и возвратность). Ипотечный кредит, его
специфика. Автокредит. Условия кредитования.
Стоимость кредита. Процентная ставка по кредиту.
Типичные ошибки при использовании кредита.

6

Проект "Кредит: за и
против".

1.

Основное содержание раздела

4

Страхование: что
и как надо
страховать?

Сущность
страхования.
Виды
страхования.
Страховой продукт. Страховой случай. Личное
страхование. Страхование имущества. Страхование
ответственности. Критические риски страхования.
Типичные ошибки при страховании

5

Тест «Виды страховых
продуктов»

5

Налоги: почему их Понятие и виды налогов. Зачем платят налоги. Налог
на доходы физических лиц: размер и порядок уплаты.
надо платить?
Идентификационный номер налогоплательщика: для
чего он нужен и в каких случаях используется.
Налоговый
вычет:
условия
предоставления.
Имущественный налог.

6

Проект "Куда идут наши
налоги"

6

Права потребителя финансовых услуг. Как ЦБ РФ
Защита прав
защищает права потребителей финансовых услуг.
потребителей
финансовых услуг

3

Презентация «Закон «О
защите прав потребителей»»

7

Финансовые
махинации

2

8

2
Каков уровень
моей финансовой
грамотности
Итого: 34 часа.

Общий объем: 68 часов.

Написание эссе на тему
"Каков уровень моей
финансовой грамотности"

Планируемые результаты.
Основные компетенции финансовой грамотности,
которые формируются при изучении курса
Основные
разделы курса

Компетенции финансовой грамотности

 понимать, что такое личный доход, доход семьи, их
источники и пути их повышения;
 понимать, что такое личные расходы, знать общие
принципы управления личными расходами;
 понимать различие между расходами на товары и услуги
первой необходимости и расходами на дополнительные
нужды;
 понимать влияние образования на последующую
карьеру– какая связь с финансовой грамотностью?;
 знать, какими налогами облагаются доходы (подоходный
налог, отчисления на пенсии т.п.);
 знать, что такое заработная плата, её виды;
 понимать возможные последствия безработицы;
Доходы и
расходы семьи.  уметь различать регулярные и нерегулярные источники
дохода;
Финансовое
планирование и  уметь различать зарплату до уплаты подоходного налога
бюджет
и зарплату после уплаты подоходного налога;
 знать способы контроля спонтанных покупок;
 уметь давать финансовую оценку расходам на
удовлетворение различных потребностей и желаний;
 уметь оценивать свои ежемесячные расходы;
 уметь выбирать товар или услугу в соответствии с
реальными финансовыми возможностями;
 осознавать важность образования, которое обеспечит
доходы;
 понимать разницу между базовыми потребностями и
желаниями;
 принимать на себя ответственность за финансовые
решения и осознавать последствия этих решений.

Основные
разделы курса

Личные
сбережения и
чем могут быть
полезны банки
в нашей в
жизни

Компетенции финансовой грамотности
 понимать
необходимость
аккумулирования
сбережений для будущих трат;
 понимать принципы хранения денег на банковском
счете;
 осознавать инвестиционный характер сбережений;
 понимать необходимость пенсионных сбережений;
 осознавать риски, связанные с хранением сбережений
в наличной форме;
 знать принципы работы государственной системы
страхования вкладов;
 иметь общее представление о различных способах
сбережений;
 уметь откладывать деньги на определенные цели;
 знать отличия депозита (срочный вклад) и текущего
счета;
 уметь различать товары и услуги, которые не могут
быть приобретены на регулярный доход;
 уметь анализировать выписку из банковского счёта;
 уметь пользоваться сберегательной книжкой или
дебетовой
картой,
пользоваться
договором
банковского обслуживания по вкладу;
 осознавать важность сбережений;
 формулировать
финансовые цели и пути их
достижения;
 осознавать влияние сбережений на финансовую
безопасность и стабильность.

Основные
разделы курса

Кредитование
и инвестирование

Страхование:
что и как надо
страховать
чтобы не
попасть в беду?

Налоги: почему
их надо платить
и чем грозит
неуплата?

Защита прав
потребителей

Компетенции финансовой грамотности
 понимать сущность кредита, его основные свойства
(срочность, платность и возвратность), принципы
кредитования, а также условия его предоставления;
 понимать различия между дебетовой и кредитной
картой;
 знать
виды кредитов и понимать различия в
процентной ставке;
 знать выгоды и риски разных видов кредитования;
 знать способы расчёта полной стоимости кредита;
 знать особенности ипотечного кредитования;
 знать, что такое кредитная история и как она может
повлиять на решения банка о выдаче кредита;
 уметь определять положительные и отрицательные
стороны использования кредита;
 владеть методами оценки финансовых возможностей
возврата кредита;
 формулировать цели получения кредита;
 осознавать ответственность за выплату кредита.
 знать и понимать задачи и принципы страхования;
 знать типологию страховых продуктов;
 знать условия страховых выплат в случае наступления
страхового случая;
 знать виды страховых продуктов для различных
жизненных ситуаций;
 осознавать необходимость использования страховых
продуктов и добровольного страхования.
 организовывать свои отношения с государством в
налоговой сфере;
 получать актуальную информацию по задолженности
или другим вопросам на сайте налоговой службы;
 понимание необходимости уплаты налогов;
 знать свои права и обязанности в сфере
налогообложения;
 понимать отличия налогов, пошлин и сборов.
 знать основные права потребителя финансовых услуг;
 знать порядок обращения с жалобой на нарушение
прав потребителей;
 уметь находить информацию о финансовом продукте;
 уметь составить жалобу на нарушение прав
потребителей;
 уметь разбираться в счетах и платежных документах.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
курса
1.
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Компьютер
Мультимедиа-проектор
2. Литература
1. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа:
http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
2. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для
детей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
3. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение
финансовой грамотности населения: международный опыт и российская
практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/.
4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. –
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.
5. Концепция Национальной программы повышения уровня
финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143.
6. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы Финансовой грамотности. - М.:
Просвещение, 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».