Пояснительная записка
В современных условиях финансовая грамотность становится
необходимым элементом общей культуры современного молодого человека.
Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в
условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения
сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков
и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой
вовлеченности населения в их деятельность.
Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – ключ к
финансовому благополучию граждан и повышению производительности
труда и залог здорового развития экономики России в целом.
Почему в финансах должен разбираться каждый?
Финансовая грамотность важна не только и не столько как
общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это
приносит выгоду каждому из нас – позволяет защититься от рисков,
рассчитать, какой кредит будет нам по карману, накопить на машину,
квартиру, пенсию, образование детей. Это вопросы нельзя полностью
перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и
посредникам. Во-первых, знание финансов необходимо для того, чтобы
сформулировать свои потребности и поставить финансовым специалистам
задачу. Во-вторых, для того чтобы выбрать финансовых посредников и
оценить качество их услуг, надо хорошо понимать, чем именно они
занимаются.
Именно на изучение этих вопросов и направлен курс внеурочной
деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я» для учащихся 8-9-х
классов.
Актуальность обучения указанной возрастной группы возрастает в
связи с низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах.
Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее,
предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги. Важно
понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка,
налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение
финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе.
Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет
избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия в будущем.
Современные подростки являются активными потребителями, и все
больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей
рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и
практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и
кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым
поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на
протяжении жизни.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от
финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно
относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень
благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и
планирования будущих расходов.
Финансовая грамотность является одним из элементов защиты
потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями,
необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых
продуктов, в наибольшей степени соответствующих их потребностям и
возможностям
Данный курс будет интересен и полезен обучающимся 8-х классов.
Изучение курса поможет учащимся более детально познакомиться с
финансовой и инвестиционной деятельностью, страхованием, принципами
сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и
т.д. Курс адаптирован к запросам обучающихся, материально-техническим и
учебно-методическим условиям школы.
Опрос учащихся показывает, что на вопросы, которые вызывают
интерес у школьников, времени в рамках урока недостаточно. Наибольшую
заинтересованность вызывают такие темы: «Кредитование», «Налоги»,
«Заработная плата», «Инвестиции», «Управление доходами и расходами» и
т.д.
Цель курса: формирование основ финансовой грамотности и
экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций,
способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового
рынка.
Задачи курса:
повысить финансовую грамотность и уровень финансового
самосознания школьников;
сформировать мотивационную готовность учащихся к овладению
знаниями в области финансовой грамотности;
обучить основам проектирования, планирования, управления
финансовыми ресурсами;
повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их
грамотном использовании.
Изучение курса «Финансовая грамотность: от А до Я»
организуется в следующих формах:
1. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления;
2. Деловые, ролевые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих
тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов.
5. Проектная деятельность.
Методы изучения курса «Финансовая грамотность: от А до Я»
1. Экономический анализ ситуации. Данный метод используется для
всестороннего и детального изучения ситуации, проблемы на основе
имеющихся источников информации.
2. Проблемные методы обучения: проблемное изложение, частичнопоисковый метод.
3. Поисковый метод
4. Исследовательский метод.
5. Метод проекта.
Место курса в учебном плане
Настоящий курс изучается в рамках внеурочной деятельности - вся
работа осуществляется в условиях ФГОС. Трудоемкость дисциплины
составляет 68 часа (8-9 кл.).
Содержание курса
8 класс
№ п/п
1
Наименование
раздела
Проблемы
экономики и
семья.
Основное содержание раздела
Количество
часов
Понятие экономической ситуации в мире, в стране, в
2
регионе. Связь экономической ситуации в стране с
экономическим положением семьи.
Формы контроля
Входной тест.
2
Особенности ведения семейных хозяйств на Кубани.
Семейное
хозяйство жителей Современные тенденции хозяйствования. Влияние
места проживания на ведение домашнего хозяйства.
Кубани
1
Дискуссия
3
Доходы и расходы
семьи.
Финансовое
планирование и
бюджет
Понятие доходов и расходов. Источники доходов
семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.).
Основные статьи затрат семьи. Структура семейного
бюджета.
Принципы
составления
семейного
бюджета.
Потребности
и
возможности,
их
соотношение и учёт при планировании бюджета.
Прогнозирование расходов семейного бюджета.
Контроль расходов семейного бюджета, и его
методы. Способы оптимизации расходов.
8
Практическая работа
«Бюджет семьи»
4
Личные
сбережения.
Личный финансовый план. Личные финансовые цели
и
стратегия
их
достижения.
Финансовые
инструменты достижения личных целей.
5
Выполнение творческих и
практических заданий с
обсуждением.
5
Что кладут в
потребительскую
корзину?
Понятие "потребительская корзина". Изменение
состава потребительской корзины. Необходимый
набор товаров и услуг. Стоимость потребительской
корзины.
4
Деловая игра
"Формирование
потребительской корзины"
6
Рациональный
потребитель (или
думающий
покупатель)
Современный ассортимент товаров и услуг.
Роль рекламы в современной жизни. «Рыночный
портрет» товара: маркировка, штриховой код.
Проблема качества товаров и услуг. Защита
потребителя.
8
Деловая игра "Рекламный
агент"
Практикум "Выбираем
товар"
7
Роль денег в
нашей жизни
История денег. Функции денег. Влияние денег на
человеческие отношения. Инфляция. Как сберечь и
приумножить свой капитал. Финансовые аферы: как
не попасть в ловушку.
6
Проект "Деньги"
Итого: 34 часа.
9 класс
№ п/п
Наименование
раздела
Личные
сбережения.
Количество
Формы контроля
часов
Личный финансовый план. Личные финансовые цели
5
Выполнение творческих и
и
стратегия
их
достижения.
Финансовые
практических заданий с
инструменты достижения личных целей.
обсуждением.
2
В чём польза
банков
Банк как финансовый институт экономики. Функции
и роль банков в обществе. Основные виды
банковских услуг: кредитование, расчётно-кассовые
операции.
5
Деловая игра "В банке"
3
Кредитование.
Понятие кредита. Банковский кредит и его основные
виды. Основные характеристики кредита (срочность,
платность и возвратность). Ипотечный кредит, его
специфика. Автокредит. Условия кредитования.
Стоимость кредита. Процентная ставка по кредиту.
Типичные ошибки при использовании кредита.
6
Проект "Кредит: за и
против".
1.
Основное содержание раздела
4
Страхование: что
и как надо
страховать?
Сущность
страхования.
Виды
страхования.
Страховой продукт. Страховой случай. Личное
страхование. Страхование имущества. Страхование
ответственности. Критические риски страхования.
Типичные ошибки при страховании
5
Тест «Виды страховых
продуктов»
5
Налоги: почему их Понятие и виды налогов. Зачем платят налоги. Налог
на доходы физических лиц: размер и порядок уплаты.
надо платить?
Идентификационный номер налогоплательщика: для
чего он нужен и в каких случаях используется.
Налоговый
вычет:
условия
предоставления.
Имущественный налог.
6
Проект "Куда идут наши
налоги"
6
Права потребителя финансовых услуг. Как ЦБ РФ
Защита прав
защищает права потребителей финансовых услуг.
потребителей
финансовых услуг
3
Презентация «Закон «О
защите прав потребителей»»
7
Финансовые
махинации
2
8
2
Каков уровень
моей финансовой
грамотности
Итого: 34 часа.
Общий объем: 68 часов.
Написание эссе на тему
"Каков уровень моей
финансовой грамотности"
Планируемые результаты.
Основные компетенции финансовой грамотности,
которые формируются при изучении курса
Основные
разделы курса
Компетенции финансовой грамотности
понимать, что такое личный доход, доход семьи, их
источники и пути их повышения;
понимать, что такое личные расходы, знать общие
принципы управления личными расходами;
понимать различие между расходами на товары и услуги
первой необходимости и расходами на дополнительные
нужды;
понимать влияние образования на последующую
карьеру– какая связь с финансовой грамотностью?;
знать, какими налогами облагаются доходы (подоходный
налог, отчисления на пенсии т.п.);
знать, что такое заработная плата, её виды;
понимать возможные последствия безработицы;
Доходы и
расходы семьи. уметь различать регулярные и нерегулярные источники
дохода;
Финансовое
планирование и уметь различать зарплату до уплаты подоходного налога
бюджет
и зарплату после уплаты подоходного налога;
знать способы контроля спонтанных покупок;
уметь давать финансовую оценку расходам на
удовлетворение различных потребностей и желаний;
уметь оценивать свои ежемесячные расходы;
уметь выбирать товар или услугу в соответствии с
реальными финансовыми возможностями;
осознавать важность образования, которое обеспечит
доходы;
понимать разницу между базовыми потребностями и
желаниями;
принимать на себя ответственность за финансовые
решения и осознавать последствия этих решений.
Основные
разделы курса
Личные
сбережения и
чем могут быть
полезны банки
в нашей в
жизни
Компетенции финансовой грамотности
понимать
необходимость
аккумулирования
сбережений для будущих трат;
понимать принципы хранения денег на банковском
счете;
осознавать инвестиционный характер сбережений;
понимать необходимость пенсионных сбережений;
осознавать риски, связанные с хранением сбережений
в наличной форме;
знать принципы работы государственной системы
страхования вкладов;
иметь общее представление о различных способах
сбережений;
уметь откладывать деньги на определенные цели;
знать отличия депозита (срочный вклад) и текущего
счета;
уметь различать товары и услуги, которые не могут
быть приобретены на регулярный доход;
уметь анализировать выписку из банковского счёта;
уметь пользоваться сберегательной книжкой или
дебетовой
картой,
пользоваться
договором
банковского обслуживания по вкладу;
осознавать важность сбережений;
формулировать
финансовые цели и пути их
достижения;
осознавать влияние сбережений на финансовую
безопасность и стабильность.
Основные
разделы курса
Кредитование
и инвестирование
Страхование:
что и как надо
страховать
чтобы не
попасть в беду?
Налоги: почему
их надо платить
и чем грозит
неуплата?
Защита прав
потребителей
Компетенции финансовой грамотности
понимать сущность кредита, его основные свойства
(срочность, платность и возвратность), принципы
кредитования, а также условия его предоставления;
понимать различия между дебетовой и кредитной
картой;
знать
виды кредитов и понимать различия в
процентной ставке;
знать выгоды и риски разных видов кредитования;
знать способы расчёта полной стоимости кредита;
знать особенности ипотечного кредитования;
знать, что такое кредитная история и как она может
повлиять на решения банка о выдаче кредита;
уметь определять положительные и отрицательные
стороны использования кредита;
владеть методами оценки финансовых возможностей
возврата кредита;
формулировать цели получения кредита;
осознавать ответственность за выплату кредита.
знать и понимать задачи и принципы страхования;
знать типологию страховых продуктов;
знать условия страховых выплат в случае наступления
страхового случая;
знать виды страховых продуктов для различных
жизненных ситуаций;
осознавать необходимость использования страховых
продуктов и добровольного страхования.
организовывать свои отношения с государством в
налоговой сфере;
получать актуальную информацию по задолженности
или другим вопросам на сайте налоговой службы;
понимание необходимости уплаты налогов;
знать свои права и обязанности в сфере
налогообложения;
понимать отличия налогов, пошлин и сборов.
знать основные права потребителя финансовых услуг;
знать порядок обращения с жалобой на нарушение
прав потребителей;
уметь находить информацию о финансовом продукте;
уметь составить жалобу на нарушение прав
потребителей;
уметь разбираться в счетах и платежных документах.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
курса
1.
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Компьютер
Мультимедиа-проектор
2. Литература
1. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа:
http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
2. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для
детей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
3. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение
финансовой грамотности населения: международный опыт и российская
практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/.
4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. –
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.
5. Концепция Национальной программы повышения уровня
финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143.
6. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы Финансовой грамотности. - М.:
Просвещение, 2015.