Курс внеурочной деятельности Увлекательный мир компьютера.

Пояснительная записка
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень
быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим
воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего
профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий,
в том числе информационных. Поэтому в содержании внеурочного курса информатики
основной школы целесообразно сделать акцент на изучение прикладных
фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в
полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Дополнительная образовательная программа «Увлекательный мир компьютера»
включает в себя следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Тематическое планирование.
3. Содержание изучаемого курса.
4. Ожидаемые результаты освоения программы.
5. Описание материально-технического обеспечения.
6. Методическое обеспечение программы.
7. Список литературы.
Цели изучения дополнительной образовательной программы в основной школе:
 Формирование информационной культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
 Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе;
 Формирование у учащихся целостного представления о глобальном
информационном пространстве;
 Создание собственных информационных ресурсов;
 Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами; умение соблюдать нормы
информационной этики и права.
Задачи изучения дополнительной образовательной программы в основной школе:
 Систематизировать подходы к изучению информационных технологий;
 Сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием,
получением, обработкой, интерпритацией и хранением информации;
 Дать представление о профессии дизайнера, web-дизайнера;
 Сформировать у учащихся знания и умения работать с графической
информацией в изучаемых программах; умения разрабатывать и создавать
дизайн рассматриваемого объекта;
 Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс
основного образования.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено
на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета.
Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании занятия
В программе предусмотрен резерв ( 5 часов, по 1 часу в каждом классе с 5 по 9),
который планируется использовать для систематизации и обобщения изученного
материала по дисциплине за год. в календарно-тематическом планировании фактическая
дата может быть скорректирована за счет резерва в связи с: карантинными
мероприятиями, курсовой подготовкой педагога без замены уроков, изменениями в
расписании, болезнью учителя, выпадением учебных занятий на государственные
праздники. При отсутствии данных обстоятельств часы резерва используются на
организацию системного повторения.

Основополагающими принципами построения курса являются: целостность и
непрерывность; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность,
метапредметность и межпредметность; концентричность в структуризации материала.
По учебному плану внеурочной деятельности МКОУ СОШ №5 г.п. Терек на
изучение курса отводится по 1 часу в неделю с 5 класса (всего 35 часов).
Материал курса не повторяет темы предмета «Информатика и ИКТ» в основной
школе; однако некоторые темы расширяет и углубляет, давая возможность учащимся
заниматься компьютерным творчеством и исследованием информационных моделей.
В основе внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
 Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества;
 Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель
и результат образования;
 Учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей
обучающихся;
 Обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего
(полного) общего образования;
 Разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей
каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками
и взрослыми в познавательной деятельности;
 Гарантированность достижения планируемых результатов освоения
внеурочного курса, что и создает основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов
деятельности.
По окончании дополнительной образовательной программы к концу 9 класса
школьники:
1. Научатся использовать графические программы для создания графического
компьютерного изображения;
2. Овладеют основами двухмерной компьютерной мультипликации;
3. Освоят способы создания печатной продукции;
4. Овладеют практическими умениями и навыками работы в редакторах;
5. Освоят технологию создания web-сайта и его размещение в сети Интернет с
учетом пользовательских соглашений хостинга;
6. Приобретут знания о правилах создания предметной и информационной среды и
умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных
художественно-конструкторских задач;
7. Приобретут первоначальные знания о профессии дизайнера, web-дизайнера.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
дополнительной образовательной программы
Сформулированные цели реализуются через достижения образовательных
результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования,
отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и
включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность
информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности
имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит
основой разработки контрольных измерительных материалов курса по информатике.
Личностные результаты:
 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;

 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
 Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 Формирование
коммуникативной
компетентности
в
процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
 Практическому усвоению обучающимися основ проектно-исследовательской
деятельности;
 Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
 Практическому освоению методов познания, используемых в различных
областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и
понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к
использованию общеучебных умений, знаково-символических средств,
широкого спектра логических действий и операций.
При изучении дополнительной образовательной программы
обучающиеся
усовершенствуют приобретенные на первой ступени навыки работы с информацией и
пополнят их. Они смогут работать с текстами, графикой, преобразовывать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
 Систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме;
 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты, изображения.
Школьники усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и
некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и
опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в
Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном
компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в
зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Школьники приобретут потребность поиска дополнительной информации для
решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят
эффективные приемы поиска, организации и хранения информации на персональном
компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные
навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Школьники получат возможность научится строить умозаключения и принимать
решения на основе самостоятельно полученной информации, а так же освоить опыт
критического отношения к получаемой информации на основе ее сопоставления с
информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Учащиеся научатся:
 Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
 Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 Давать определение понятиям;
 Устанавливать причинно-следственные связи;
 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
 Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

 Структурировать тексты, включая умение выделять главное и
второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий;
 Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать
и употреблять обороты речи;
Учащиеся получат возможность научиться:
 Основам дизайна и web-дизайна;
 Ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
 Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
 Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий процессов,
объектов;
 Организовывать исследование с целью проверки гипотез;
 Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Учащиеся научатся:
 Подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям,
использовать аккумуляторы;
 Соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер,
проектор, сканер и т.д.) с использованием проводных и беспроводных
технологий;
 Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную
систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными
объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение,
запоминание, вырезание и т.д.);
 Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной
сети Интернет;
 Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными
материалами;
 Соблюдать требования техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения
при работе с устройствами ИКТ;
 Осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения,
проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и
результатов проектной деятельности;
 Проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей
специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе
цифровых фотографий;
 Проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием
возможностей специальных компьютерных инструментов;
 Осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с
использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
 Избирательно относиться к информации в окружающем информационном
пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
 Создавать цифровые продукты с использованием специализированных
компьютерных программ;
Учащиеся получат возможность научиться:
 Осознавать и использовать в практической деятельности основные
психологические особенности восприятия информации человеком;
 Различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
 Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с
искусством;
 Создавать мультипликационные фильмы.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Учащиеся научатся:
 Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном
пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение

заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы,
формирование портфолио);
 Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других людей;
 Формировать собственное информационное пространство: создавать системы
папок и размещать в них нужный информационные источники, размещать
информацию в Интернете;
 Проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую
деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.
Учащиеся получат возможность научиться:
 Взаимодействовать с партнерами с использованием возможностей Интернета
(игровое и театральное взаимодействие).
Метапредметные результаты:
 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
 Смысловое чтение;
 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и письменной речью;
 Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:

Умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные»,
«графика», «анимация», «программа», «дизайн»;
понимание различий между
употреблением этих терминов в обыденной речи и информатике;

Умение описывать структуру сайта;

Умение создавать и редактировать изображения;

Умение создавать анимацию различными способами;

Умение создавать дизайн и верстку печатного издания;

Умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и
сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и
сервисами;

Навыки выбора способа представления данных в зависимости от
поставленной задачи.

Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№

Тема занятия

Форма
занятия

Планируемый
результат

Продукт

1.

Вводный урок.
Информация.
Компьютер.
Техника
безопасности
при работе за
компьютером.
Правильная
организация
рабочего места.
Как устроен
компьютер

Беседа,
просмотр
презентации
«Техника
безопасности»,
плакат
«Техника
безопасности»

Сформировать
представление о
правилах
техники
безопасности и
правильной
организации
рабочего места,
о предмете
изучения;
Сформировать
представление
об устройствах
компьютера
Сформировать
представление о
графическом
интерфейсе –
рабочий стол.
Формирование
умений
управлять
мышью. Ярлык.
Развитие
логического
мышления
воспитание
уважения к
сопернику,
умения достойно
вести спор,
стойкости, воли
к победе,
находчивости,
умения работать
в команде.
Умение
выполнять
простейшие
действия в
редакторе Paint.

Правила
техники
безопаснос
ти для
учащихся

Умение
выполнять
простейшие

Выставка
рисунков

2.

3.

Рабочий стол.
Управление
мышью. Запуск
программ

4.

Игра по
информатике
"Крестикинолики"

5.

Освоение
среды
графического
редактора
Paint.
Назначение
графического
редактора
Paint.
Компьютерная
графика
Инструменты
рисования.
Настройка

610

Беседа, показ
презентации
«Как устроен
компьютер»
Беседа,
Практическая
работа

Игра

Беседа,
«круглый стол»

Беседа,
практическая
работа,

Эскиз «Как
устроен
компьютер
»

Рисунок

Общешкольное
мероприятие

Межведомственно
е взаимодействие

инструментов

11.

Игра
«Конструирова
ние из
мозаики»

«круглый
стол»,
свободное
рисование
Игра

Игра

12.

Турнир
знатоков
компьютера

13.

Конструирован
ие из кубиков

14.

Композиция из
кубиков,
мозаики
Практическая
работа по теме:
«Конструирова
ние из
мозаики»
Общая
характеристика
текстового
процессора.
История
обработки
текстовых
документов

15.

16.

17.

«Круглый
стол»
«Круглый
стол»
Соревнования

Объекты
текстового
документа и их
параметры
19.

20.

Текстовый
редактор
Блокнот. Ввод
текста в
редакторе
Блокнот.
Редактировани
е текста

Развитие
логического
мышления

Поделки из
мозаики

Развитие
творческих
способностей,
логическое
мышление
воспитание
уважения к
сопернику,
умения достойно
вести спор,
стойкости, воли
к победе,
находчивости,
умения работать
в команде.
Развитие
логического
мышления
Развитие
логического
мышления
Развитие
логического
мышления

Творческая
работа

Беседа

Сформировать
представление о
текстовом
процессоре
компьютера

Беседа,

Беседа,
практическая
работа за
компьютером

Сформировать
представление о
текстовых
редакторах
компьютера
Сформировать
представление
об объектах
текстового
документа и их
параметрах
Умение работать
в текстовом
редакторе
Блокнот

Практическая
работа за

Умение работать
в текстовом

Характеристик
и текстовых
редакторов
18.

действия в
редакторе Paint.

Беседа,
практическая
работа за
компьютером

Модель из
кубиков
Модель из
кубиков
Выставка
работ

Текстовый
документ

Документ,
созданный
в
текстовом
редакторе
Блокнот
Документ,
созданный

компьютером

21.
Что скрывается
в строке меню
22.
Действия с
фрагментами
текста
23.
Сохранение
данных на
компьютере
24.

Игра «Умники
и умницы»

25.

«Круглый
стол»,
практическая
работа за
компьютером
Практическая
работа за
компьютером

Практическая
работа за
компьютером

Знакомимся с
текстовым
процессором
Microsoft Word
2733.
Создание и
редактировани
е текстового
документа

34.
35.

Викторина
«Инфознайка»
Резервный
урок

в
текстовом
редакторе
Блокнот

Умение работать
с фрагментами
текста

Документ,
созданный
в
текстовом
редакторе
Блокнот
Сохраненн
ые данные
на
компьютер
е

Умение
сохранять
данный на
компьютере

Игра
Беседа

Получение
первоначальных
знаний о
текстовом
редакторе
Microsoft Word

Беседа,
практическая
работа

Как работает
редактор,
«первые шаги» в
создании текста
в Microsoft Word

Практическая
работа за
компьютером

Умение
пользоваться
панелью
инструментов в
документе
Microsoft Word,
умение
редактировать
текст

Текстовый
редактор
Microsoft Word

26.

редакторе
Блокнот и
редактировать
текст
Умение хорошо
ориентироваться
в строке Меню

Викторина

Документ,
созданный
в
текстовом
редакторе
Microsoft
Word
Документ,
созданный
в
текстовом
редакторе
Microsoft
Word
Документ,
созданный
в
текстовом
редакторе
Microsoft
Word

Второй год обучения
№

Тема занятия

Форма
занятия

Планируемый
результат

Продукт

1.

Вводный урок.
Техника
безопасности
при работе за
компьютером.
Правильная
организация
рабочего места.

Беседа,
просмотр
презентации
«Техника
безопасности
»,

Правила
техники
безопаснос
ти для
учащихся

2.

Назначение
приложения
РowerPoint.
Возможности и
область
использования
приложения
РowerPoint

Беседа,

Сформировать
представление о
правилах техники
безопасности и
правильной
организации
рабочего места, о
предмете
изучения;
Сформировать
представление о
программе
РowerPoint, для
чего нужны
презентации
Знать из каких
частей состоит
презентация

Слайд

Умение
пользоваться
панелью
инструментов в
программе
РowerPoint
Уметь
настраивать
приложение
РowerPoint
Умение
пользоваться
панелью
инструментов
Создание
презентации в
РowerPoint

Слайд

Создание
презентации в
РowerPoint
Приобретение
навыков
защищать свой
проект
Знать что такое

Презентац
ия

3.
Объекты
презентации
4.
Группы
инструментов
среды
РowerPoint
5.

Запуск и
настройка
приложения
РowerPoint

6.

Назначение
панели
инструментов

7–
14

Базовая
технология
создания
презентации.
Выделение
этапов
создания
презентаций
Создание
презентации
«Времена года»

15 –
18
19.

Беседа,
Практическая
работа за
компьютером
Практическая
работа за
компьютером

Практическая
работа за
компьютером
Практическая
работа за
компьютером
Практическая
работа за
компьютером
, беседа

Практическая
работа за
компьютером
Конференция

Защита
проектов
20.

Интерфейс

Вводная

Презентац
ия в
РowerPoint

Слайд

Слайд

Презентац
ия

Проект

Документ

Общешкольное
мероприятие

Межведомственное
взаимодействие

Microsoft Office
Publisher

беседа

21.

Работа в
Microsoft Office
Publisher

Практическая
работа за
компьютером

22 30

Установка
параметров
Publisher.
Мастера и
макеты
публикаций

Беседа,
Практическая
работа за
компьютером

31.

Проект:
“Визитка для
директора”

Практическая
работа за
компьютером

32 33

Проект:
Создание
открытки для
мамы

Практическая
работа за
компьютером

34.

Защита проекта

Конференция

35.

Резервный урок

Microsoft Office
Publisher
Умение
ориентироваться в
программе
Microsoft Office
Publisher
Умение
устанавливать,
сохранять и
изменять
параметры в
Microsoft Office
Publisher
Умение
изготавливать
визитки в
Microsoft Office
Publisher
Умение
изготавливать
открытки в
Microsoft Office
Publisher
Усовершенствова
ние навыков
защищать проект

в Microsoft
Office
Publisher
Документ
Microsoft
Office
Publisher
Документ
Microsoft
Office
Publisher

Визитка

Открытка

Проект

Третий год обучения
№

Тема занятия

Форма
занятия

Планируемый
результат

Продукт

1.

Вводный урок.
Техника
безопасности
при работе за
компьютером.
Правильная
организация
рабочего места.

Беседа,
просмотр
презентации
«Техника
безопасности
»,

Техника
безопаснос
ти для
учащихся

2.

Конфигурация
компьютера

Сформировать
представление о
правилах техники
безопасности и
правильной
организации
рабочего места, о
предмете
изучения;
Знать что такое
конфигурация
компьютера
Знать из чего
состоит корпус
компьютера
Знать из чего
состоят мышь и
клавиатура, уметь
настраивать мышь
и клавиатуру
Знать как работает
дисковод
компьютера и
воспроизводит
диски
Знать для чего
нужен процессор
и материнская
плата
Знать что такое
оперативная
память и жесткий
диск. Для чего
нужен жесткий
диск
Знать функции
видеокарты,
звуковой карты
Приобрести
умения
настраивать
монитор
Уметь
пользоваться
принтером и
сканером, уметь
настраивать
функции печати и
сканирования

Настройка
параметро
в
клавиатур
ы и мыши

3.
Корпус
компьютера
4.
Клавиатура.
Мышь.
5.
Дисковод
компьютера
6.

Процессор и
материнская
плата

7.
Оперативная
память.
Жесткий диск
8.

Звуковая карта.
Видеокарта

«Круглый
стол»
Беседа,
работа с
корпусом
компьютера
Беседа,
практическая
работа с
клавиатурой,
мышью
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

«Круглый
стол»
Беседа

9.
Монитор.
10.
Принтер.
Сканер.

Беседа,
практическая
работа

Эскиз

Сохраненн
ая
информац
ия на
жестком
диске

Сканирова
нные и
распечатан
ные
документы

Общешкольное
мероприятие

Межведомственное
взаимодействие

11.

Модем.

12.

«Круглый
стол»
Игра

Игра «Покупка
компьютера»
13.

14 18

1924

25 27

28

29

Электронные
таблицы в
Microsoft
Excel
Создание
электронных
таблиц
Microsoft Excel
Практическая
работа
«Создание
электронных
таблиц
Microsoft
Excel»
Компьютерные
вирусы и
антивирусные
программы

Что такое
Интернет?
История
появления
Интернета.
Сервисы
Интернета

28.

«Интернет и
общество»

30.

Диспут «Этика
сетевого
общения»
Что такое
браузер? Поиск
нужной
информации в
интернете
Информационн
ая технология
поиска
информации в
Интернете
От
индустриально
го общества к

31.

32.

33.

Вводная
беседа
Практическая
работа за
компьютером
Практическая
работа за
компьютером

Беседа,
практическая
работа

«Круглый
стол»

«Круглый
стол»,
практическая
работа за
компьютером
«Круглый
стол»

Диспут
Практическая
работа

«Круглый
стол»,
практическая
работа за
компьютером
«Круглый
стол»

Знать для чего
нужен модем
Знать что нужно
учитывать при
покупке
компьютера
Иметь
представление о
таблицах
Microsoft Excel
Приобрести
умение создавать
таблицы в
Microsoft Excel
Приобрести
умение создавать
таблицы в
Microsoft Excel

«Покупка»
компьютер
а
Таблица

Таблица
Microsoft
Excel
Таблица
Microsoft
Excel

Приобрести
знания в области
вирусов и
антивирусных
программ, уметь
устанавливать
антивирусные
программы
Знать что такое
Интернет, для
чего нужен
Интернет

Установка
антивирус
ной
программ
ы

Знать для чего
нужны сервисы
Интернета и как
ими пользоваться

Работа в
сервисах
интернета

Иметь
представление о
влиянии
интернета на
общество
Умение
высказывать свое
мнение
Знать виды
браузеров,
функции, умение
пользоваться
браузерами
Умение находить
нужную
информацию в
сети Интернет

Эссе

Понимать как
изменилось
общество с

Эссе

Анкета

Минисочинения
Установка
браузера
на ПК
Поиск
информац
ии

34.

35.

информационн
ому
Этические и
правовые
нормы
информационн
ой
деятельности
людей
Резервный
урок

«Круглый
стол»

появлением
Интернета
Знать этические и
правовые нормы
информационной
деятельности
людей

Сочинение

Четвертый год обучения
№

Тема занятия

Форма
занятия

Планируемый
результат

Продукт

1.

Вводный урок.
Техника
безопасности
при работе за
компьютером.
Правильная
организация
рабочего места.

Беседа,
просмотр
презентации
«Техника
безопасности
»,

Техника
безопаснос
ти для
учащихся

2.

Что такое
издательское
дело?
Использование
программных
средств для
создания
издательской
продукции
Программное
обеспечение
для верстки и
подготовки
публикаций
(word). Основы
работы.
Создание
публикации
«Школьная
газета»
Программное
обеспечение
для верстки и
подготовки
публикаций
(publiser).
Основы
работы.
Создание
публикации.
Буклет
«Вредные
привычки»
Программное
обеспечение
для верстки и
подготовки
публикаций
(Scribus).
Основы
работы.

«Круглый
стол»

Сформировать
представление о
правилах техники
безопасности и
правильной
организации
рабочего места, о
предмете
изучения;
Сформировать
представление о
издательском
деле, знать какие
используются
программные
средства в
издательском деле

Практическая
работа за
компьютером

Знать как
используется word
в издательском
деле

Печатные
шаблоны

Практическая
работа за
компьютером

Умение создавать
газету в
программе word

Газета

Практическая
работа за
компьютером

Умение создавать
публикации в
программе
publiser

Публикаци
я

Практическая
работа за
компьютером

Умение создавать
буклеты

Буклет

Практическая
работа за
компьютером

Умение создавать
публикации в
Scribus

Публикаци
я

3-7

8–
10

11 15

16 –
18

19 –
26

Общешкольное
мероприятие

Проект
«Свое
издательск
ое дело»

Выставка
буклетов

Межведомственное
взаимодействие

27 –
32

Создание
публикации

33.

Игра «Спаси
компьютер от
вируса»

34.

Викторина
«Турнир
пользователей»

35.

Резервный
урок

Практическая
работа за
компьютером
Игра

Викторина

Умение создавать
публикации в
Scribus
Сформировать
представление о
компьютерных
вирусах и
антивирусных
программах»

Сформировать
Интернет-к
омпетентность
учащихся при
работе в
Интернете

Публикаци
я

Выставка
публикаций

Пятый год обучения
№

Тема занятия

Форма
занятия

Планируемый
результат

Продукт

1.

Вводный урок.
Техника
безопасности
при работе за
компьютером.
Правильная
организация
рабочего места.

Беседа,
просмотр
презентации
«Техника
безопасности
»,

Техника
безопаснос
ти для
учащихся

2–6

Создание gifанимации в
программе
Adobe Image
Ready

Беседа,
практическая
работа

Сформировать
представление о
правилах техники
безопасности и
правильной
организации
рабочего места, о
предмете
изучения;
Сформировать
представление о
программе Adobe
Image Ready
Познакомить
детей с видами
сайтов, знать что
такое webстраница, дизайн
Познакомить с
особенностями
web-дизайна

Эскиз
дизайна

Беседа

7.
Дизайн webстраниц и виды
сайтов.
8.

Технологическ
ие особенности
web-дизайна.
Профессиональ
ные приемы
создания
страниц

9.
Графические
эффекты.
Профессиональ
ные ресурсы
Интернета
10.
Профессия
web-дизайнера
11.

12.

Что такое webсайты? Обзор
программных
средств для
создания webсайтов.
Редакторы
сайтов. Рабочее
пространство
редактора.
Создание webузлов и

«Круглый
стол»

Практическая
работа за
компьютером

«Круглый
стол»
«Круглый
стол»

«Круглый
стол»

Познакомить
детей с
графическими
эффектами и
профессиональны
ми ресурсами
Интернета для
создания сайта
Познакомить
детей с
профессией webдизайнера
Познакомить с
программными
средствами для
создания сайтов
Познакомить с
профессией
редактора сайта

gifанимация

Примерны
е
наработки
детей по
webдизайну
страниц
Эссе

Эссе

«Инструкц
ия
создания
сайта»
Минисочинение

Общешкольное
мероприятие

Межведомственное
взаимодействие

13 –
18

документов
Основы HTML.
Что такое
HTML-код?
Редактировани
е HTML-кода.

19.

Основы Web –
дизайна

20.

Размещение,
“раскрутка” и
поддержка
сайта в сети.
Проектировани
е сайта.

21 24
25.

Защита
проектной
работы.

26.

Рабочи
й экран
Adobe
PhotoSh
op

27 34.

Редакти
рование
изобра
жения в
Adobe
PhotoSh
op
Резервный
урок

35.

Беседа,
практическая
работа за
компьютером

Познакомить с
основами HTML,
уметь
редактировать
HTML-код
Познакомить с
основами Web –
дизайна
Уметь
«раскручивать» и
поддерживать
сайты в сети
Уметь
проектировать
свой сайт
Усовершенствова
ние навыков
защищать проект

Отредакти
рованный
HTML-код

«Круглый
стол»

Знать что такое
программа Adobe
PhotoShop, для
чего она нужна

Практическая
работа за
компьютером

Умение работать
со слоями,
масками,
каналами и
выделенными
областями

Файлы,
созданные
в
программе
Adobe
PhotoShop
Файлы,
созданные
в
программе
Adobe
PhotoShop

«Круглый
стол»
«Круглый
стол»
Практическая
работа за
компьютером
Конференция

Эскиз
Эссе

Проект
сайта
Проект

Содержание дополнительной образовательной программы
Первый год обучения
Техника безопасности.
Текстовый редактор Блокнот
Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и
удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение, копирование,
удаление, перемещение.
Текстовый редактор WordPad
Оформление абзаца и заголовка. Изменение размера и начертание шрифта. Метод
выравнивания. Панель форматирования. Форматирование абзаца. Ввод и загрузка текста.
Нумерованные и маркированные списки.
Текстовый редактор Microsoft Word
Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов
текстового документа. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и
печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов.
Обучение работе на компьютере
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.
Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню.
Освоение технологии работы с меню.
Освоение среды графического редактора Paint
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора
Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты.
Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Редактирование рисунков
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента
рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Точные построения графических объектов
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении
прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям.
Понятие пиктограммы.
Преобразование рисунка
Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Конструирование из мозаики
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых
форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.

Второй год обучения
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Publiser). Основы
работы. Правила выбора шаблона. Изменение шаблона. Верстка на основе шаблона.
Работа с различными видами объектов. Создание публикации.
Назначение приложения РowerPoint
Возможности и область использования приложения РowerPoint . Типовые объекты
презентации. Группы инструментов среды РowerPoint. Запуск и настройка приложения
РowerPoint. Назначение панелей инструментов.
Базовая технология создания презентаций
Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка
рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков,
запуск и отладка презентации.
Создание презентаций
Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов
согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.

Третий год обучения
Табличный процессор Microsoft Excel. Знакомство с элементами программы Excel. 3.
Создание формулы в Excel. Использование функций в Excel.Форматирование в программе
Excel.Выравнивание содержимого ячеек Excel.. Изменение текста в программе Microsoft
Excel.
Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы
поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в
программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации.
Защита компьютера. Вирусы и антивирусы.

Четвертый год обучения
Использование программных средств для создания издательской продукции.
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Word). Основы
работы. Макеты страниц. Колонки. Работа с изображениями. Страничные блоки.
Особенности верстки в программе. Создание публикации. Внеурочная программа для
учащихся 5 – 9 классов
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Scribus). Основы
работы. Подготовка к работе. Блоки изображения. Текстовые блоки. Табличные блоки.
Работа со слоями страницы. Макетирование нескольких страниц. Текстовые эффекты.
Фигуры для текста. Создание публикации

Пятый год обучения
Создание gif – анимаций в программе Adobe ImageReady. Назначение и основные
возможности. Создание кадра. Настройка мультипликации.
Дизайн WEB-страниц и виды сайтов. Технологические особенности WEB-дизайна.
Профессиональные приемы создания страниц. Графические эффекты. Профессиональные
ресурсы Internet. Профессия WEB-дизайнера.
Расширение стандарта Hyper Text Markup Language (HTML). Понятие кадра-фрейма.
Гипертекстовые переходы внутри и между фреймами.
Дизайнер — художник и конструктор. Цветовые изображения и их характеристики.
Дизайн. Цвет в web-дизайне. Правила художественного и технического дизайна.
Пропорциональность изображения. Золотое сечение. Композиция изображения.
Использование цвета, цветовые веса. Создание фона.
Использование программных средств для создания Web-сайтов. Adobe
DreamWeaver. Обзор программных средств для создания WEB-сайтов. Основы работы в
DreamWeaver. Рабочее пространство редактора. Создание WEB – узлов и документов.
Подготовка документов. Редактирование HTML – кода. Режимы работы объектов.
Создание персонального WEB-сайта. Размещение HTML-документа на сервере.
Выработка контента (содержимого) WEB-сайта и разработка его структуры. Создание
WEB-сайта с использованием редактора DreamWeaver. Регистрация адреса. Выгрузка
сайта (соглашения и правила). Фильтры DHTML.
Программа Adobe Photoshop. Редактирование графических изображений в растровом
редакторе.
Создание и сохранение файлов. Палитры изображения. Способы выделения изображений.
Выделение объектов сложной конфигурации в режиме быстрой маски. Операции с
изображениями: удаление, копирование, перемещение. Контур, маска, слой, фильтр
изображения. Приемы ретуши. Трансформация изображения. ЗО-трансформация.
Оформление тени объекта с помощью дубликата слоя. Работа с текстом в Adobe
Photoshop. Текстура, текстовые эффекты. Коррекция фотоизображений. Создание
фотомонтажа. Фотокоррекция и фотомонтаж. Печать изображений. Сканирование
(оцифровка) изображений.

Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения:
Обучающиеся научатся:
• определять особенности векторной графики;
• использовать панели инструментов;
• изменять свойства объектов из замкнутой и незамкнутой линий;
• устанавливать параметры страницы;
• изменять ориентацию и размер бумаги;
• выполнять операции с объектами;
• выполнять изменения контура объектов;
• отличать и выполнять различные типов заливок;
• отличать цветовые модели;
• использовать разновидности текста;
• размещать текст вдоль кривой;
• обрабатывать текст: перемещение, масштабирование, растягивание, сжатие,
использование инструмента «форма»;
• изменять свойства эффектов;
• создавать макет страницы (будущего документа) в зависимости от типа документа;
• использовать направляющие для выравнивания и точного размещения объектов;
• применять выделение объектов несколькими способами;
• получать результат, применяя логические операции над объектами;
• выполнять операции: изменять размер, скос, перемещение, зеркальное отображение,
копирование;
• уметь изменять порядок наложения объектов;
• преобразовывать типы узлов;
• применять и изменять свойства контура;
• использовать различные типы заливок, применять шаблоны;
• выбирать модели цвета и применять палитры;
• вводить простой и фигурный текст и редактировать их;
• размещать текст вдоль кривой;
• применять к тексту различные типы заливок и цвет контура;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной
работы;
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов
и процессов;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных
коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых
и этических норм;
• основам векторного дизайна;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
• создавать средствами векторного редактора печатную продукцию.
К концу второго года обучения:
Обучающиеся научатся:
- способы представления графической информации в компьютере; объяснять различия
растрового и векторного способа представления графической информации.
- назначение, основные возможности, основные объекты графического редактора и
допустимые над ними операции, уметь их применять для создания и редактирования
изображений;
- владеть умениями создавать растровое графическое изображение, графические
примитивы средствами векторной графики, иметь представление об интерфейсе
программы
Paint,
WORD.
Учащиеся должны уметь: создавать графические объекты с использованием мастера MS
Publisher, эстетически грамотно оформлять выполненную работу.

назначение программы MS PowerPoint;

возможности презентационных программ;

основные требования к мультимедиа проектам;

мультимедиа технологии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться инструментами и возможностями программных средст для создания
издательской продукции;
• создавать макеты страниц в MsWord, Scribus;
• выполнять операции при размещении текста в колонках;
• создавать и редактировать текстовые блоки;
• создавать и редактировать табличные блоки;
• размещать графические объекты на страницах печатных публикаций;
• изменять шаблон верстки в Ms Publiser;
• выполнять операции с различными видами объектов при верстки печатной продукции;
• уметь работать со слоями страницы в Scribus;
• макетировать несколько страниц в Scribus;
• применять эффекты для текста;
• использовать во время верстки текста фигуры;
• разрабатывать дизайн и создать печатные публикации.
К концу третьего года обучения:
Обучающиеся научатся:
Построение диаграмм. Печать таблиц и диаграмм. Основные приемы работы со списком.
Специальные возможности MS Excel.
Работать в Excel с формулами и функциями.
Оформлять электронных таблиц. Манипуляции с ячейками.
Узнают что такое сеть Интернет.
Что такое компьютерный вирус.
Что такое антивирусная программа.
Разновидности антивирусных программ.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать макеты таблиц в Eхcel
• выполнять операции при размещении текста в колонках;
• создавать и редактировать текстовые блоки;
• создавать и редактировать табличные блоки;
К концу четвертого года обучения:
Обучающиеся научатся:
• пользоваться инструментами и возможностями программных средств для создания
издательской продукции;
• создавать макеты страниц в MsWord, Scribus;

• выполнять операции при размещении текста в колонках;
• создавать и редактировать текстовые блоки;
• создавать и редактировать табличные блоки;
• размещать графические объекты на страницах печатных публикаций;
• изменять шаблон верстки в Ms Publiser;
• выполнять операции с различными видами объектов при верстки печатной продукции;
• уметь работать со слоями страницы в Scribus;
• макетировать несколько страниц в Scribus;
• применять эффекты для текста;
• использовать во время верстки текста фигуры;
• разрабатывать дизайн и создать печатные публикации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной
работы;
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов
и процессов;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных
коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм;
• основам создания печатной продукции;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• разрабатывать и создавать печатную продукцию
К концу пятого года обучения:
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск информации в Internet;
• сохранить информацию в необходимом формате;
• готовить текст и иллюстрационный материал для сайта;
• осуществлять разметку страницы;
• пользоваться фреймовыми технологиями;
• использовать для создания сайта все необходимые теги;
• пользоваться средствами Web-редактора для написания страницы;
• создавать страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться
таблицами;
• редактировать HTML-код;
• использовать CSS для расположения элементов на web-странице;
• менять любое визуальное свойство объекта - цвет, размер, видимость и другое;
• применять фильтры для получения нужных эффектов;
• создавать динамические стили.
• создавать кадр;
• настраивать мультипликацию в кадре;
• разработать и создать WEB-сайт с использованием редактора DreamWeaver на
выбранную тему;
• подготовить и опубликовать свой сайт в Internet.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной
работы;
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов
и процессов;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных
коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых
и этических норм;
• основам web-дизайна;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
• разрабатывать, создавать и размещать в сети Интернет web-сайты.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных
ПК и программных средствах, включая CD-ROM, сканеры, модемы, редактор HTML –
документов DreamWeaver, графические редакторы Adobe PhotoShop, Corel Draw,
Macromedia Flash и др.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение
требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и
личной гигиены.

Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Технические средства обучения.
персональный компьютер;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
сканер;
колонки;
принтер;
уставлено лицензионное программное обеспечение для освоения всех разделов курса
и/или свободно распространяемое программное обеспечение (AdobePhotoShop, CorelDraw
/ Inscape, Adobe Flash, Microsoft Word / Microsoft Publisher / Scribus, Adobe DreamWeaver).

Методическое обеспечение
Наглядные пособия по курсу.
 видеоуроки по темам курса;
 ЭОРы по всем темам курса;
 графический материал для выполнения всех практических заданий курса;
 раздаточный теоретический материал для освоения всех разделов курса.

Список литературы
1. http://ab-w.net – сайт «100% самоучитель по сайтостроению»
2. http://allmanuals.ucoz.ru – сайт «Огромный архив мануалов и учебников»
3. http://animashky.ru – сайт видеоуроков анимации
4. http://compteacher.ru – сайт «Компьютерные видеоуроки в on-line»
5. http://corelvideo.ru – сайт «Сетевой образовательный центр Corel»
6. http://denweb.ru – сайт «Уроки HTML, CSS, Верстка, SEO»
7. http://dweb.ru – сайт «Дизайн Web»
8. http://easyflash.org – сайт «Flash обучение»
9. http://egorch.ru – сайт «Видеоуроки»
10. http://egraphic.ru – сайт «Все для дизайна. Photoshop уроки, уроки фотошоп»
11. http://flash.demiart.ru – сайт «Уроки Flash»
12. http://graphic-help.ucoz.ru– сайт «Уроки по web-дизайну»
13. http://greentown.h1.ru– сайт «Web-мастеру с самого начала»
14. http://http://coreldrawgromov.ru – сайт «Самоучитель в Corel Draw»
15. http://i2r.ru/– сайт «Библиотека ресурсов интернет индустрии - I2R»
16. http://lessonsflash.ru – сайт «Уроки Flash»
17. http://photoshop-master.ru– сайт «Уроки Фотошоп»
18. http://quicktuts.ru – сайт «Уроки Фотошоп»
19. http://ru.html.net – сайт «Уроки HTML»
20. Гиз К., Холмс А. Основы Web-дизайна: вспомогательное руководство. – М.:
ВИЛЬЯМС, 2012.
21. Интернет. Энциклопедия, 5-е изд. Под редакцией Мелиховой Л.Г. – С-Пб.: ПИТЕР,
2010.
22. Китинг Джоди Flash MX. Искусство создания web-сайтов. –М.: DialSoft, 2012.
23. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет.
Быстрый старт.: Практическое пособие. –М.: ТРИУМФ, 2008.
24. Олман Р. CorelDraw 13. Полное руководство. – М.: ЭНТРОП, 2011.
25. Стразницкас М. Эффективная работа с Photoshop CS. Графика для Web. — М.: 2011.
26. Фок Б. Internet с самого начала 4-е изд. – С-Пб.: ПИТЕР, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».